Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Квартальный образ жизни

Алена Дымова5 февраля 2014 8 708
2017-08-17T19:43:43.720000+00:00
В столице объявлен курс на квартальную застройку, которая может сделать жизнь в мегаполисе более комфортной. О проектировании жилых районов по квартальному принципу рассказывает Евгения Муринец.

В столице объявлен курс на квартальную застройку, которая может сделать жизнь в мегаполисе более комфортной. О проектировании жилых районов по квартальному принципу рассказывает Евгения Муринец.



— Евгения, квартальная застройка — это ведь не новое явление для столицы? Каким критериям она должна отвечать сегодня?
— Да, до определенного периода Москву застраивали как обычный европейский город, улица была значимым местом для горожан. Но во второй половине XX в. перед российской столицей встали другие задачи — обеспечить население жильем. Отказавшись от архитектурных излишеств и принципов гуманного планирования, город в результате получил дома с одинаковыми фасадами и гигантские неблагоустроенные пространства. Переход от микрорайонной застройки к квартальной, который мы наблюдаем сейчас, — новый поворот в градостроительной политике Москвы. Он предполагает, во-первых, разделение частного (внутренний двор) и общественного (улица) пространств; во-вторых, уход от монотонности путем разнообразия фасадных решений и, возможно, разной высотности секций; в-третьих, строительство не более девяти этажей — именно такая высотность была задана для территории Новой Москвы, и мы стараемся всячески ее поддерживать, понимая, что так можно сохранять заданную плотность. При этом хочу подчеркнуть, что квартальная застройка вовсе не значит, что все должно быть прямоугольным, как «авеню-стрит». Она может подчеркивать форму выделенного участка, его рельефа.


— Давайте уточним детали. Как именно может быть разделено частное и общественное пространство?
— Если посмотреть на периферийные зоны — между Третьим транспортным кольцом и МКАД, — то там сплошь и рядом можно увидеть улицы, представляющие из себя дороги, вдоль которых видны лишь торцы домов. Ночью в таких местах и ходить-то страшно, потому что нет социального контроля, который обеспечивается как раз наличием общественных функций: круглосуточными магазинами, кафе, офисами и т.д. Фактически даже свет от витрин уже дает ощущение безопасности, и оно не мнимое, а действительное. При квартальном подходе улица — это не дорога. Общее и частное пространство разделяется не забором, как сейчас происходит в микрорайонах на периферии, а зданием, у которого первые этажи — общественные. Поэтому тематика улично-дорожной сети и внутриквартальных проездов напрямую связана с комфортом городской среды, создаваемой внутри района.


— Такой критерий, как разнообразие фасадов, применим в типовых панельных проектах?
— К сожалению, типовые серии по большому счету остаются типовыми: все те же швы, бедная фасадная облицовка. Редким исключением можно считать производство заводских панелей с использованием магнитной опалубки — это принципиально иная технология, по которой сегодня работает вся Европа, у нас же пока есть только пара предприятий, в том числе «КРОСТ». Для таких проектов характерна широкая вариабельность фасадов. Сейчас новые заводы строят, к примеру, ГК «Мортон» и «Интеко», поэтому надеемся, что вскоре интересных объектов на рынке станет гораздо больше. Однако даже действующие ДСК могут переходить на новые рельсы, не меняя прежней технологии.


— Скажите, что вы понимаете под разнообразием фасадов, кроме цветовых решений?
— Например, в рамках одного проекта можно сочетать разные эркеры: квадратные, граненые, круглые, полукруглые, треугольные. Могут быть балконы разной конфигурации. Разнообразие также достигается за счет материала, орнамента и т.п. Эти вещи зависят лишь от фантазии архитектора. Панельные технологии позволяют создавать варианты за счет прорезиненной матрицы, которую можно положить на дно поддона. Тот же «КРОСТ» применяет такой метод, например, в своем проекте «Эдальго» в Коммунарке. И технология доведена у них до такого уровня, что типовое здание практически невозможно отличить от обычного монолитного дома с вентилируемым фасадом. Но, к сожалению, нет больше ни одного подобного проекта. Поэтому наша рекомендация заводам — сделать новые поддоны, чаще использовать матрицы.


— Ограничение высотности — не более девяти этажей — для Старой Москвы еще как-то объяснимо. Но для чего это нужно в Подмосковье? Очевидно ведь, что подобные меры наверняка отразятся на себестоимости, а значит, и на конечной цене квадратного метра…
— Это вопрос дискуссионный. Выбирая правильную конфигурацию домов, можно достичь той же плотности и объемов застройки, что и при строительстве высоток, но при этом создать более комфортные пропорции для города. То есть вместо одной 17-этажки вы построите два многосекционных дома, которые будут стоять по периметру участка. Такое перераспределение квадратных метров — это вопрос компетенции архитекторов, которые должны будут рисовать не башни, а кварталы. И в этом решении нет никакого ущемления прав инвестора, это всего лишь регулирование типа застройки. С одного и того же участка можно будет получить то же самое количество жилья.


— Если сейчас взят курс на кварталы, то как же тогда Москва развивалась до сих пор?
— Микрорайонами, которые обычно занимают более обширную территорию — до 10 га. Они ограничены по периметру магистральными дорогами, тогда как кварталы — местными улицами и собственно фасадами домов. В микрорайонах здания имеют гипертрофированный масштаб, рассредоточены на огромной площади без понятной и ясной логики, при этом отсутствует придомовая территория. Большая часть земли в микрорайоне воспринимается жителями как чужая, общегородская, а не личная. Поскольку своих дворов у домов нет, отгораживаться от других они могут только заборами. Вот и получается заборная застройка. По улице идем вдоль забора, заходим внутрь микрорайона — там опять заборы.


Для квартальной застройки, которую имеет множество исторических городов России (Тверь, Смоленск, Самара, исторический центр Москвы и др.), характерны четкие границы, ясная сетка улиц, замкнутые дворы. В итоге внутриквартальную территорию люди воспринимают не как бесхозную, а как свою личную, а значит, более комфортную.


— А в чем особенности транспортной инфраструктуры у квартальной и микрорайонной застройки?
— В микрорайоне дорожная сетка редкая, древовидной структуры, состоящая из местных проездов. Квартальная сетка более регулярная, жесткая, даже при том, что сам масштаб квартала как единицы застройки может быть произвольным — 1 га и больше. При этом между домами можно проехать и, соответственно, организовать общественную функцию на первых этажах.


— Скажите, существует ли уже какой-то план действий по развитию Москвы в этом направлении?
— Это можно назвать градостроительной политикой, то есть новый курс не имеет абсолютно четких формулировок в законодательстве и не противоречит ему. Согласно действующим нормативам можно сделать как микрорайонную, так и квартальную застройку. Однако в первом случае вы получаете, грубо говоря, страну заборов, неконтролируемое пространство, отсутствие многофункциональности внутри района. Тогда как квартальная застройка обеспечивает прежде всего безопасность, позволяет во многом избежать маятниковой миграции ввиду наличия в кварталах общественных функций, а значит, и мест проведения досуга, а также рабочих мест. Все это создает тот самый комфорт проживания и высокое качество городской среды, которые являются нашей основной целью.


Нельзя сказать, что мы внедряем квартальную застройку в российское законодательство на федеральном уровне. Это было бы неправильно. Комфортность среды — это, по сути, вопрос компетенции архитекторов. Те из них, кто получил хорошее образование, кто интересуется тем, что строится в Европе, в мире, уже сейчас создают прекрасные проекты на территории Москвы и Московской области.


— На ваш взгляд, есть ли сегодня образцы действительно правильной квартальной застройки?
— Центр Москвы — это и есть квартальная застройка, и она себя зарекомендовала как комфортная. Здесь люди любят и гулять, и жить, и работать — это те самые смешанные общественные функции и в принципе они не нуждаются в пояснении. В качестве новых примеров можно привести проект «Коммунарка», микрогород «В лесу». В целом после года работы мы видим результаты: среди проектов, которые приносят на согласование, все больше именно с квартальной застройкой.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#инфраструктура#дом#офис
городинфраструктурадомофис
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru